ГлавнаяБиографияПубликацииРецензииПартнерыКонтакты

Рецензии

Рецензия
На книгу Н.Б. Немцевой - "РАБАТ-И МАЛИК, XI-начало XVIII вв. (археологические исследования)", Ташкент, Французский институт исследований Центральной Азии, 2009. – 134 с.; 78 ил. (Серия «Document de travail del’IFEAC», No 33).

Автор: Р. Г. Мурадов

Первая монография о степной резиденции Караханидов

Среди выдающихся памятников средневековой архитектуры Центральной Азии особое место занимает дворцовый комплекс караханидской эпохи, известный как Рабат-и Малик, на позднем этапе функционирования превращенный в караван-сарай. Его необычайно монументальный южный фасад нельзя было спутать ни с чем: слева и справа от классического пештака монолитная стена высотой около 12 метров членилась цилиндрическими полуколоннами, плотно прижатыми друг к другу, над которыми были переброшены перспективные арки стрельчатого типа. Величественные руины, еще не так давно одиноко возвышавшиеся в голой степи близ старого Кермине в Бухарском оазисе, ныне оказались в плотном окружении сельскохозяйственных угодий и прочих форм антропогенного воздействия на природный ландшафт. Вся земля вокруг распахана, древняя караванная дорога, на которой почти тысячу лет назад вырос этот царский замок, стала скоростной автомагистралью, а в непосредственной близости от памятника ведется  интенсивное строительство, ведь  всего в 10 км к востоку теперь находится молодой город Навои.

Неумолимый натиск современной цивилизации оставляет все меньше поля деятельности для археологов. Рабат-и Малик как раз и являет собой наглядный пример того, сколь опасно для древних сооружений тесное соседство с современной жилой застройкой и агропромышленной зоной. Если пустыня веками хранила бесценные для нас следы прошлой жизни в состоянии естественной консервации, то человек, поселившись рядом с ними, в буквальном смысле сметает их с лица земли за считанные годы. Самое парадоксальное, что никакого злого умысла в этом нет: в глазах большинства местных жителей древние руины, если только это не места поклонения, связанное с культом святых, не представляют никакой самостоятельной ценности и рассматриваются разве что как своего рода каменоломня, откуда можно свободно извлекать жженый кирпич для своих нужд.

Советский опыт показывает, что никакие охранные мероприятия, никакие законы не были препятствием для массового разбора архитектурных памятников, а также для распашки под хлопковые поля слабо выраженных в рельефе археологических объектов. Мало что меняется в этом смысле и в постсоветское время. Вот почему так важно вовремя выявить, изучить и опубликовать объекты недвижимого культурного наследия – успеть сделать это, прежде чем они навсегда утратят идентичность в результате грубой реставрации, или будут попросту снесены, как это нередко случалось в ХХ веке.

Но Рабат-и Малику повезло: один из немногих в регионе, он стал предметом систематических стационарных раскопок, начавшихся еще в 1973 г. под руководством Нины Борисовны Немцевой и завершившихся (правда, с вынужденным перерывом более чем на 20 лет) в 2001 г. Читать полностью.


Рецензия
На книгу Н.Б. Немцевой - "ХАНАКА САЙФ АД-ДИНА БАХАРЗИ В БУХАРЕ ( К ИСТОРИИ АРХИТЕКТУРНОГО КОМПЛЕКСА)", Бухара, 2003

Автор: Г.А. Пугаченкова

Узбекистан очень богат архитектурными памятниками. Таковы они в Самарканде, Бухаре, Хиве и ряде других мест. К ним питают интерес не только любители старины, но все те, кого влечет их неумирающая красота. Для многих важно сохранить память о них не только по сделанным фотографиям и по тому, что сказано было экскурсоводами. И в этом отношении большую роль играют статьи, брошюры и книги, в которых заключены фотографии, но главное данные об истории памятников, о связанных с ними личностях и событиях былых эпох.

К сожалению таких изданий не много, изданные уже давно разошлись, и в этом отношении большую ценность представляет появление новых публикаций, расчитанных на интеллектуалов и на широкий круг потребителя. Такое издание вышло недавно. Это книга Н.Б. Немцевой "Ханака Сайф ад-Дина Бахарзи в Бухаре (к истории архитектурного комплекса)". Автор ее археолог, много лет проработавшая в органах охраны памятников, в последние годы в Институте истории Академии Наук Узбекистана, осуществлявшая вскрытие и изучение многих памятников архитектуры. Одна из таких работ была проведена в Бухаре на ансамбле двух средневековых памятников - мавзолее Сайф ад-Дина Бахарзи и усыпальнице Буйан Кули-хана, чему посвящена данная книга. Оба памятника в прошлом входили в состав крупной суфийской общины или ханака, основанной под Бухарой в ХШ в., просуществовавшей вплоть до XVIII в. Появление ханаки в ХIII в. было связано с суфийским авторитетом Сайф ад-Дма Бахарзи. Суфизм в ту пору был одним из очень важных направлений в мусульманской среде.

Автором книги осуществлены археологические работы по выявлению взаимоотношения двух рядом стоящих зданий - мавзолея Сайф ад-Дина Бахарзи и близ расположенной гробницы монгольского правителя в Мавераннахре Буйан Кули хана, пребывавшего в Бухаре и скончавшегося в 1358г. На основании документальных данных определено точное время и последовательность появления двух рядом стоящих зданий. Привлечен сохранившийся дарственный документ вакуфный акт, связанный с возведением и существованием ханаки, составленный в начале ХIV в. Поскольку Сайф ад Дин Бахарзи был видным представителем суфизма, автор книги дает характеристику значения суфизма в Иране и Средней Азии. В ханаке Сайф ад-Дина Бахарзи, судя по вакфу, отчетливо запечатлены черты суфийских сооружений этого рода, выделена роль в ней главного обширного зала джамаат-ханы, где совершались основные обряды суфиев - радения, пост, молитвы. Далее дана характеристика архитектуры среднеазиатских ханака - их типология, процесс преобразований во времени в связи со стадиями развития самого суфизма. Подведены итоги изучения эволюции ханака с ХII по XIX вв. Приведены их образцы, сохранившиеся в Средней Азии, среди которых ханаке Сайф ад-Дина Бахарзи принадлежало почетное место.

Архитектурная характеристика ханаки в Фатхабаде реконструируется по данным вакфа, как здание с внутренним двором, что было характерно для ранних ханака, в которых проживало большое число паломников. В ХIV-ХVвв. и позже, как показывает автор, с изменением статуса суфизма возникает тип здания ханака купольной структуры, известный по памятникам Самарканда, Бухары, Кермине (ханака Улугбека, Надир Диван-Беги, Файзабад, Касым-шейха и др.)

Помимо описания существующего мавзолея Сайф ад-Дина Бахарзи, который датируется по данным археологических исследований первой половиной ХV в., дается описание застройки площади - ханаки в Фатхабаде по документу ХIV в., на которой располагался комплекс культовых зданий. Площадь-ханака на том этапе включала два здания ханаки с внутренними дворами и кельями по сторонам, первую однокамерную гробницу шейха ХШ в., перестроенную в ХУ в. и дома окружавшие площадь.

Книга содержит данные, полученные автором в результате археологических вскрытий, внесших новый материал к характеристике обоих существующих зданий двухкамерной гробницы Сайф ад- Дина Бахарзи, построенной во времена Темура или первых темуридов, как показывает автор и рядом стоящего, более раннего мавзолея Буйан Кули-хана второй половины Х1Ув. Дана характеристика типологии этого рода зданий, сохранившихся в Узбекистане. Детально охарактеризован мавзолей Буйан Кулихана, подняты обстоятельства его возведения. К истории его строительства многое дали осуществленные автором раскопки, которые уточнили план и дали представление о характере конструкций основания здания. Вскрыта декорированная снаружи, выступающая за пределы основных стен суфа, на которую был поставлен четверик здания. Это изменило представление о пропорциях мавзолея, его инженерной конструкции. Впервые был детально охарактеризован декор памятника, где преобладает полихромный стиль. Декор этот был во многом утрачен, но представление о нем восполняют, привлеченные автором редкие старинные фотографии конца XIX в. Отмечено преобладание в этом декоре геометрического орнамента гирихи, а также эпиграфического орнамента с историческими данными о погребении в мавзолее монгольского хана Буйан Кули и рифмованными стихами Саади, чтение которых выполнил востоковед Б. М. Бабаджанов.

Помимо выявления архитектурных деталей, были подвергнуты вскрытию, расположенные здесь погребения, над ними керамические и мраморные намогильники с эпитафиями. Итогом проведенных натурных и кабинетных работ явилось исследование, заключенное в книге Н.Б. Немцевой. Книга содержит разнообразный иллюстративный материал. Здесь цветные и черно-белые фотографии памятников и их архитектурных деталей, ряд чертежей натурного состояний и их графической реконструкции. Давая высокую оценку книге Н.Б. Немцевой " Ханака Сайф ад-Дина Бахарзи", остается лишь пожелать подобные издания по другим памятникам мало известных широкому читателю, а нередко и специалистам., содержащих итоги их изучения в историческом, археологическом и разумеется архитектурном аспекте. Хороший пример тому даёт труд Н.Б. Немцевой.


Рецензия
На книгу Н.Б. Немцевой - ХАНАКА САЙФ АД-ДИНА БАХАРЗИ В БУХАРЕ,  Бухара, 2003

Автор: Л. Г. Левтеева

Автор книги, Н. Б. Немцева — канд. ист. наук, ст.н.с. Института истории АН РУз, известный исследователь археолого-архитектурных памятников зодчества Средней Азии.

Книга, посвященная памяти видного источниковеда, доктора ист.наук О. Д. Чехович, издана при содействии фонда «Бухорои Шариф» при Бухарском областном хокимияте и Французского института исследований Центральной Азии.

На основании письменных документов и многолетних археолого-архитектурных исследований автора в книге анализируются два памятника зодчества в юго-восточной части Бухары (в прошлом — пригород Фатхабад) — мавзолей Сайф ад-Дина Бахарзи (1190—1261) — выдающегося религиозного деятеля, известного на мусульманском Востоке шейха-суфия (шейх ал-алам) и Мавзолей монгольского хана Буйан-Кули (1348—1358), суфия и почитателя «шейха ал-алама».

Оба мавзолея входили ранее в состав крупной, широко известной суфийской общины ханаки Фатхабад (XIII—XVIII вв.). Они представляют большой научный интерес в плане художественного, историко-культурного наследия Средней Азии XIV—XV вв.; и рассматриваются автором, не только как произведения строительного, искусства, но впервые вводятся в контекст исторической конъюнктуры своего времени.

Публикация состоит из предисловия, введения, двух частей, заключения, блока цветных и черно-белых иллюстраций, списка литературы, списка сокращений и резюме на французском языке. Предисловие («От редактора», с.5—8) написано ответственным редактором, акад. АН РУз. Э.В. Ртвеладзе. Далее следует авторское введение (с.9—18), где приведены сведения об
обстоятельствах, связанных с возведением мавзолеев, их местоположение, индивидуальности и своеобразии объемно-планировочных решений, а также биографии шейха Сайф ад-Дина Бухарзи и Буйан-Кули-хана. Здесь же помещена схема-план г. Бухары XIII-XIX вв. и пригорода Фатхабада.

Часть I (с.21—94) имеет 6 разделов. В первом (с.21 —26) поставлена проблема изучения памятников монументальной архитектуры и комплекса ханака в Фатхабаде. Во втором (с.26—33) рассмотрен ее историко-культурный ракурс. Существование комплекса охватывает огромный промежуток времени, примерно с начала XIII и до конца XVIII в., насыщенный крупными политическими коллизиями, спадами и подъемами в развитии экономики, культуры и духовной жизни среднеазиатского общества.

В третьем разделе (с.34 -45) раскрываются понятие суфизма и его ритуальная практика, та роль, которую играли суфийские братства в Средней Азии. В четвертом (с. 45—50) дано определение термина «ханака», описаны их функции, менявшиеся с развитием суфизма и разные исторические периоды, начиная с X в., а также планировочная структура. В пятом разделе (с. 50—71) автор сопоставляет сведения о типологии, этапах трансформации среднеазиатских ханака, их планировочной структуре и архитектуре.

В шестом разделе (с. 71- 94) дана характеристика ханака в Фатхабаде (эпоха, письменные данные, окружение и застройка площади и др.), показано, что представляли собой здания ханака в архитектурно-типологическом отношении. Основным источником для ретроспективных представлений автора о ханаке послужили вакуфный акт Йахйи от 1326, 1333гг. (перевод и комментарии О. Д. Чехович), а также исторические сведения XIV- XV вв. В результате изучения вакуфного документа, сопоставления археолого-этнографических и топонимических данных выделены этапы сложения этой ханаки.

Текст снабжен планом-схемой культового комплекса и схемами расположения построек на площади Фатхабад в XIII—XIX вв.

Часть II (с.95—144) состоит из одного раздела «Мемориальный комплекс в Фатхабаде», который имеет 4 подраздела. В первом (с.96—106) и втором подразделах (с.106—124) рассмотрены архитектура, конструкции, декор мавзолеев Сайф ад-Дина Бахарзн и Буйан-Кули-хана, своеобразие их типологии. В третьем (с.125— 128) приведена датировка мавзолеев, а в четвертом (с.128—144) содержатся сведения о погребальном обряде и намогильниках мавзолея Сайф ад-Дина Бахарзи.

В работе показано, что существующий ныне двухкамерный мавзолей Сайф ад-Дина Бахарзи был возведен в начале или первой половине XV в. на месте, вероятно, обветшавшей к этому времени однокамерной гробницы шейха ХIII в. Детально освещены декор и эпиграфический орнамент интерьера мавзолея Бунан-Кулихана.

В заключении (с.144-151) подведены итоги изучения проблемы сложения и функционирования суфийских ханака и сделаны основные выводы, касающиеся существования ханака в Фатхабаде и состояния обеих мавзолеев. На иллюстрациях запечатлены общие виды мавзолеев, их фасады, интерьеры, детали облицовок, ход археологических раскопок на памятниках и найденные при
этом керамические сосуды. Фотографии сделаны в разные годы, что позволяет сопоставить изменения памятников за этот период. Приложены обмеры, разрезы, реконструкции и проекты реконструкций.

Книга рассчитана на специалистов по истории края, а также широкий круг читателей, интересующихся духовной и материальной культурой Узбекистана.

По заключению ответственного редактора издания, акад. Э. В. Ртвеладзе. «книга Н. Б. Немцевой — одно из лучших и редких сейчас исследований об архитектурных памятниках, несомненно, вносит большой вклад в историю архитектуры не только Узбекистана, но к Средней Азии и целом».


ДВОРЕЦ В СТЕПИ

УзА (Информационное агентство Узбекистана)

Французский институт исследований Центральной Азии опубликовал работу Н.Б.Немцовой «Рабат-и Малик» (археологические исследования XI-начала XVIII вв.).

Книга иллюстрирована рисунками, планами, графическими листами реконструкций, фотографиями, отмечается в статье кандидата исторических наук Ларисы Левтеевой, опубликованной в газете «Правда Востока».

Нина Борисовна Немцова - известный ученый-археолог, автор свыше ста опубликованных трудов. Десять лет она посвятила изучению крупнейшего на Востоке мемориального комплекса Шахи-Зинда в Самарканде. Он, по мнению ученых, является одним из важных источников познания истории, искусства, материальной и духовной культуры средневекового Мовароуннахра. Были обнаружены остатки целого ряда неизвестных ранее сооружений, в том числе самого древнего и пока единственного для Средней Азии периода XI века медресе Тамгач-Бограхана. Это стало одной из опорных точек в установлении даты возникновения Самарканда.

Особое место в ее жизни заняла работа на мавзолее выдающегося среднеазиатского мыслителя Сайф ад-Дина Бахарзи, известного суфийского наставника, автора ряда классических трудов по богословию. Мавзолей, возведенный над его могилой, перестраивался при Амире Темуре или первых Темуридах и на протяжении нескольких веков был одной из самых почитаемых святынь.

В процессе раскопок были получены важные в научном отношении результаты, которые легли в основу книги «Ханака Сайф ад-Дина Бахарзи в Бухаре (К истории архитектурного комплекса)», опубликованной в 2003 году также при поддержке Французского института исследований Центральной Азии и фонда «Бухоро-и Шариф» при Бухарском областном хокимиате.

В Голодной степи она обнаружила целую серию памятников, главным образом караван-сараев. Мощные стены и обводные валы говорят о том, что здесь в IX-XIII веках существовала караванная дорога, шедшая из Бухары через Кенимех, Hypату, вдоль Нуратинского хребта к Чардаре и далее в Казахстан.

Новая работа Н.Б.Немцовой посвящена многолетним исследованиям выдающегося памятника среднеазиатского зодчества Рабат-и Малика. Памятник XI-XII веков расположен в степи близ старого Кермине на главной магистрали, соединяющей Самарканд и Бухару. Здесь пролегал Великий шелковый путь из стран Средиземноморья в Китай. В настоящее время Рабат-и Малик почти полностью исчез с лица земли. В безлюдной степи высится лишь одинокий портал, который местные жители называют уже не Рабат-и Малик, а «Бухарские ворота». Фактически он стал памятником археологии, требующим соответствующих методов изучения.

В результате археологических работ, которые проводила Н.Б.Немцова с перерывами более чем в 20 лет (по техническим причинам), было вскрыто огромное крепостное сооружение дворцового типа размером 91x91 м сложной многодворовой композиции.

Планировочная композиция внутренней части памятника - роскошные жилые апартаменты, придворная мечеть и крупный, занимавший почти весь юго-западный двор банный комплекс, хозяйственные дворы с конюшнями позволили заключить, что это максимально комфортная для своего времени, хорошо укрепленная двойным кольцом крепостных стен и одновременно помпезная степная резиденция караханидов «Царская крепость», как значится в самом названии памятника.

В XI-XII веках на смену саманидам пришла тюркская династия караханидов. Этот период характеризуется интенсивным развитием городов, художественных ремесел и высоким подъемом строительного искусства, образованием архитектурно-художественных школ. Тогда появилось большое число объектов гражданской и культовой архитектуры, часть которой дошла до наших дней и стала национальным достоянием Узбекистана.

Рабат-и Малик - единственный памятник дворцового типа на территории средневекового Мавераннахра, остатки которого археологически исследованы.

В результате исследований Н.Б.Немцовой удалось получить представление о внешнем и внутреннем облике исчезнувшего архитектурного шедевра с богато отделанными резным ганчем жилыми апартаментами. В ходе раскопок был получен огромный материал о различных ремеслах XI-XVIII веков. Впервые была прослежена динамика развития керамического производства на протяжении длительного промежутка времени в Бухарском оазисе. Это позволило говорить о высоком уровне развития строительного и декоративно-облицовочного искусства Средней Азии.

04.07.2009


ДОРОГИ МЕЧТЫ И ИСТОРИИ (газета «Вечерний Ташкент» № 232, 01.12.2003)

Автор:Л. Г. Левтеева

В общении с Ниной Борисовной Немцовой забываешь, что перед тобой известный ученый, автор свыше ста опубликованных трудов, получивших признание научного мира. Держится просто, говорит доходчиво и понятно, а за кажущейся простотой - глубокая эрудиция, энциклопедические знания, острый, проницательный ум. Ее увлеченность своей работой завораживает; слушая эмоциональный рассказ об археологических экспедициях, находках и открытиях, забываешь о времени.

Говорят, между людьми и странами существует особая связь. Кто из знакомых Нины, родившейся в Уфе и проведшей детские годы в одном из промышленных центров Южного Урала - Белорецке, мог предполагать, что любовью всей ее жизни станет история и древняя культура узбекской земли... Что красота, которой так щедро одарена эта земля – красота природы, человеческой земли и творчества старых мастеров, овладеет ею и станет движущим мотивом такого нелегкого труда археолога. Ей очень повезло - на историческом факультете Среднеазиатского государственного университета (Национальный университет Узбекистана имени Мирзо Улугбека) она имела возможность набираться знаний у выдающихся ученых - А.А.Семенова, И.П.Петрушевского, М.Е. Массона, Г.А.Пугаченковой. Особенно благодарна Нина Борисовна за полученные знания и практические навыки работы на археологических памятниках замечательному ученому и педагогу М.Е.Массону. Она неизменно посещала занятия студенческого научного археологического кружка (СНАК), созданного по его инициативе на кафедре археологии истфака.

Всегда после завершения очередной экспедиции приходила к М.Е.Массону и Г.А.Пугаченковой - рассказывала, показывала свои находки. Для нее это была настоящая школа, тот критерий, которому всегда стремилась подражать и следовать.

Хорошо помнит Нина Борисовна свой первый археологический опыт-практику, на которую повезли студентов весной 1946 года. Тогда она увидела древний Афрасиаб, мечеть Хазрат Хызр, испытала трудно передаваемое чувство благоговения и одновременно азартного любопытства, держа в руках фрагменты керамики из какого-то незапамятного культурного слоя. Она ощутила, что за сухими научными терминами - «культурный слой», «городище» - скрываются люди с разными характерами, бытом и укладом, столь похожими на наш быт и уклад, и в то же время столь для нас непривычными, люди, которые любили и творили добрые дела, создавали прекрасные вещи и мечтали о счастье для своих детей... И то, что открывает для потомков рука археолога, - это завещание тех людей нам, ныне живущим, их, может быть, единственный шанс рассказать о себе.
Археолог живет в окружении великих имен. Описывая комплекс Ходжи Ахрара, могла ли она не думать об этом удивительном и в чем-то таинственном святом Средней Азии? Принимая участие в раскопках в Старой Нисе, могла ли не ощущать присутствия гения мастеров, впитавших лучшие традиции античности? Работая на городище Мерва, могла ли не напитаться атмосферой поэтических легенд? Нина Борисовна вспоминает, как впервые самостоятельно вела раскопки на мавзолее Гур-Эмир, как определяла планировку памятника и как нашла фигурную выстилку полов, что явилось основанием для будущей консервации внутреннего двора и реставрации мавзолея великого Темура.

Она была молода, энергична, рядом с ней находились полные энтузиазма коллеги по работе. Увлеченность помогла преодолевать трудности. Особенно запомнились раскопки на территории медресе Улугбека в Бухаре. С наступлением ночи город погружался в темноту, в единственный ресторан, в котором ужинали члены экспедиции, во избежание недоразумений ходили только всей группой. Но... «Я вспоминаю эти трудные времена только с благодарностью и радостью», - заключает Нина Борисовна.

Особое место в ее жизни занимает работа на мавзолее выдающегося среднеазиатского мыслителя Сайф ад-Дина Бахарзи в Бухаре. Бахарзи - известный суфийский наставник, автор ряда классических трудов по богословию - прожил в Бухаре около сорока лет. Мавзолей, возведенный над его могилой, перестраивался при Амире Темуре или первых Темуридах и на протяжении нескольких веков был одной из самых почитаемых бухарских святынь. Одновременно Нина Борисовна обследовала стоящий рядом мавзолей хана Буйан-Кули, представляющий собой уникальное явление в истории среднеазиатского зодчества эпохи Темуридов. Этот памятник отличается особым изяществом полихромного кружева декоративной облицовки из резной поливной терракоты. В процессе раскопок были получены важные в научном отношении результаты, которые легли в основу книги «Ханака Сайд ад-Дина Бахарзи в Бухаре (К истории архитектурного комплекса)», опубликованной в 2003 году при поддержке Французского института исследований Центральной Азии и фонда «Бухоро-и Шариф» при Бухарском областном хокимияте.

В течение десяти лет Нина Борисовна жила исследованием крупнейшего на Востоке мемориального комплекса Шахи- Зинда. Этот комплекс, по единодушному признанию ученых, является одним из важных источников познания истории, искусства, материальной и духовной культуры средневекового Мавераннахра. В результате исследований были обнаружены остатки неизвестных ранее сооружений, в том числе медресе, сооруженного по приказу Тамгач-Бограхана, первого караханидского правителя Мавераннахра, в 1066 году. Это медресе является самым древним из известных и пока единственным для Средней Азии периода XI века. А обнаружение на юге Афрасиаба древнейших культурных слоев явилось одной из опорных точек для установления времени возникновения Самарканда - середина первого тысячелетия до новой эры. Таким образом, было доказано, что город существует уже более 2500 лет.

Результаты работы на Шахи- Зинде легли в основу кандидатской диссертации и двух книг.

-Чем показательны открытые Вами древние сооружения ансамбля Шахи - Зинда XI-XII веков? - задаю вопрос.

-Они служат яркой иллюстрацией новаторства, прогрессивных тенденций и архитектуре Самарканда до монгольского периода, причем новаторство основывалось на местных традициях. В самаркандской монументальной архитектуре уже в первой половине одиннадцатого века сырцовый кирпич был полностью вытеснен жженным, применялись разные по глубине залегания фундаменты, имели место почти все виды архитектурного декора, известного мистерам той поры: резное дерево, полихромные клеевые росписи по штукатурке, фактурная кладка кирпича в сочетании с изразцами - «бинтиками», резной ганч, резная неполивная терракота. - Какие находки запомнились больше всего? -Детский халатик из погребения в мавзолее эмира Бурундука конца четырнадцатого - начала пятнадцатого веков. Конечно, это были только фрагменты ткани, но после восстановления можно было получить представлении и о самой ткани, и о покрое одежды. Значение этой находки очень велико. Впервые можно было получить «живое» представление об одном из видов средневековой одежды. Сегодня этот халатик можно увидеть в экспозиции Самаркандского музея истории культуры и искусства имени А.Икрамова.

-Вам пришлось вести археологические раскопки на многих памятки - в Самарканде, Бухаре, Сырдарьинской, Сурхандарьинской областях и далее. Откуда такой "географический разброс"?

-Я много лет работала в организациях, основной задачей которых была охрана и реставрация памятников культуры. Реставрационные работы немыслимы без археологических исследований. Надо вскрывать фундамент зданий, восстанавливать планировку сооружений, исследовать грунты производить замеры и многое-многое другое. Я работала не одна, в моём распоряжении было много людей, но, конечно, главную работу, связанна изучением состояния памятника, нужно делать самой. На места выезжали группой, в которой были архитектор, фотограф и другие сотрудники. Когда же я работала в научно-исследовательских институтах, то мы в основном исследовали объекты, уже полностью разрушившиеся, и раскопки дав уже чисто научные результаты, связанные с восстановлением историческое событий... Так, в ходе маршрутных археологических исследований, проведенных в Голодной степи, удалось установить, что здесь в Х-XIII веках существовала караванная дорога, шедшая из Бухары через Канимех, Нурату, вдоль Нуратинского хребта к Чардаре и далее в Казахстане Голодной степи была выявлена целая серия памятников, главным образом караван-сараев, некогда защищенных мощными стенами и обводными валами, которые свидетельствовали, что в этом безмолвном краю некогда ключом била жизнь, что он играл существенную роль в торговых и культурных связях между отдельными областями Средней Азии.

Знакомясь с научными трудами и общаясь с Ниной Борисов Немцевой, не устаешь любоваться ее неуемной творческой энергией. В ней соединились женственность и ум, жизнерадостность и доброе расположение к людям, пунктуальность и широта души, ответственность и глубина суждений. Именно ответственность, работоспособность и преданность раз и навсегда выбранной профессии сделали возможными те замечательные открытия, которыми она обогатила отечественную и мировую археологию.

Сегодня она продолжает свою активную творческую деятельность - работу над научными проектами, выступает на международных научных конференциях, раскрывая людям красоту и многообразие культурного наследия Узбекистана.

Эта же статья в книге Л. Г. Левтеевой «Дороги, которые мы выбираем сами» Т., 2006